Содержание курса охватывает круг вопросов, связанных с теорией автоматического управления, и направлено на формирование у слушателей знаний и умений в области построения математических моделей систем управления непрерывными объектами и исследования их свойств с помощью математических методов анализа. Материал курса рассчитан на десять недель обучения.
О курсе
Курс посвящён изучению вопросов анализа и синтеза линейных систем автоматического управления. Целью освоения курса является достижение следующих результатов обучения: знание областей, в которых применяются системы автоматического управления; структуры типовой системы автоматического управления; принципов построения замкнутых систем управления; взаимосвязи между различными формами описания математических моделей линейных систем управления.
По окончании курса слушатель сможет самостоятельно получать модели объектов управления в различных формах, производить исследование свойств моделей линейных систем, выполнять расчеты, необходимые для построения линейных систем управления, определять параметры систем управления по качеству и характеру переходных процессов, выполнять сбор и анализ исходных данных, необходимых для расчета систем автоматического управления.
При изучении курса слушателям предлагается выполнять упражнения с использованием пакета математического моделирования Scilab. Результаты выполнения упражнений, полученные при моделировании в пакете Scilab, автоматически проверятся специальной системой.
Формат
В состав курса входят видеолекции, опросы, упражнения в пакете моделирования Scilab и интернет-экзамен. Длительность курса составляет 10 недель. Трудоемкость курса – 4 зачетных единицы. Средняя недельная нагрузка на слушателя – 12 часов.
Информационные ресурсы
- Григорьев В.В., Лукьянова Г.В., Сергеев К.А. Анализ систем автоматического управления. – СПб: СПбГУ ИТМО, 2009. – 105 с.
- Первозванский А.А. Курс теории автоматического управления [Электронный ресурс]: учебное пособие. – СПб.: Лань, 2015. – 624 с. – Режим доступа: http://e.lanbook.com.de.ifmo.ru/books/element.php?pl1_id=68460
- Мирошник И.В. Теория автоматического управления. Линейные системы. – СПб.: Питер, 2005.– 336 с.
- Теория систем автоматического управления / В. А. Бесекерский, Е. П. Попов. – [Изд. 4-е, перераб. и доп.]. – СПб: Профессия, 2007 . – 747 с.
- Григорьев В.В., Журавлева Н.В., Лукьянова Г.В., Сергеев К.А. Синтез систем управления методом модального управления. – СПб: СПбГУ ИТМО, 2007. – 148 с.
- Андриевский А.Б., Андриевский Б.Р., Капитонов А.А., Фрадков А.Л. Решение инженерных задач в Scilab: учебное пособие. – СПб.: СПбГУ ИТМО, 2013.
- Дударенко Н.А., Нуйя О.С., Сержантова М.В., Слита О.В., Ушаков А.В. Математические основы теории систем: лекционный курс и практикум. Учебное пособие для высших учебных заведений / Под ред. А. В. Ушакова – изд. 2-е, расширенное и дополненное. – СПб.: НИУ ИТМО, 2014.
Требования
Для изучения данного курса слушатели должны обладать математической подготовкой в объеме курса высшей математики технического вуза. На компьютере должен быть установлен свободно распространяемый пакет моделирования Scilab версии 5.5.2, который можно бесплатно скачать по адресу: http://www.scilab.org/
Программа курса
В курсе рассматриваются следующие темы:
- Введение в проблематику, типы задач и классификация систем управления
- Математические модели систем управления, их формы и принципы составления
- Структурные схемы и структурные преобразования
- Структурные свойства и временные характеристики систем
- Частотные характеристики систем
- Типовые звенья и их характеристики
- Устойчивость систем. Алгебраические и частотные критерии устойчивости
- Критерии качества систем управления. Точностные характеристики
- Общие принципы управления. Типовые регуляторы систем
- Принципы модального управления
Каждая тема предполагает изучение в течение одной недели. На 10-й неделе запланирован итоговый интернет-экзамен.
В курсе имеется два типа дедлайна (предельного срока выполнения оценивающих мероприятий):
– мягкий дедлайн, при котором необходимо выполнить все оценивающие мероприятия текущей недели до ее завершения;
– жесткий дедлайн, при котором на выполнение оценивающих мероприятий после мягкого дедлайна дополнительно выделяется еще две недели, по окончании которых доступ к соответствующим мероприятиям закрывается.
Результаты обучения
- знание структур типовых систем автоматического управления, принципов построения замкнутых систем управления, взаимосвязи между различными формами описания математических моделей (РО-1);
- умение формировать модели объектов управления в различных формах, производить исследование свойств моделей линейных систем, выполнять расчеты, необходимые для анализа и синтеза линейных систем управления (РО-2);
- навыки моделирования динамических систем и среды их функционирования с использованием пакета Scilab (РО-3).
Формируемые компетенции
- 12.03.01 Приборостроение
- Способность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ПК-1)
- Способность выполнять математическое моделирование процессов и объектов на базе стандартных пакетов автоматизированного проектирования и исследований (ПК-23)
- Владение широкой общей подготовкой (базовыми знаниями) для решения практических задач в
области информационных систем и технологий (ОПК-1)
- 13.03.02 Электроэнергетика и электротехника
- Способность демонстрировать базовые знания в области естественнонаучных дисциплин и готовностью использовать основные законы в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ПК-2)
- Готовность выявить естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, и способностью привлечь для их решения соответствующий физико-математический аппарат (ПК-3)
- Готовность понимать существо задач анализа и синтеза объектов в технической среде (ПК-41)
- 15.03.06 Мехатроника и робототехника
- Способность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применяет методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-9)
- Способность определять характеристики объектов профессиональной деятельности по разработанным моделям (ПК-1)
- Способность и готовность вести анализ устойчивости, точности и качества процессов управления; проводить регулировочные расчеты - синтез алгоритмов управления и корректирующих устройств; вести разработку алгоритмов и программных средств реализации корректирующих устройств (ПК-3)
- 27.03.04 Управление в технических системах
- Способностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-10)
- Способностью выявить естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, привлечь для их решения соответствующий физико-математический аппарат (ПК-2)
- Способностью осуществлять сбор и анализ исходных данных для расчета и проектирования систем и средств автоматизации и управления (ПК-9)
- Способность производить расчеты и проектирование отдельных блоков и устройств систем автоматизации и управления и выбирать стандартные средства автоматики, измерительной и вычислительной техники для проектирования систем автоматизации и управления в соответствии с техническим заданием (ПК-10)
- Способность проводить вычислительные эксперименты с использованием стандартных программных средств с целью получения математических моделей процессов и объектов автоматизации и управления (ПК-20)